Кулигина Лима Александровна, педагог-психолог МБДОУ №299

СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»

07 марта [чт]

СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»

 

Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребенок находится в семье.
Но не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень непросто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо.

Среди миллионов детей – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Именно из неблагополучных семей и выходят эгоисты, лицемеры, лодыри, а то и малолетние правонарушители.

Проблема  работы  педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов приводящих взрослого и ребенка к депрессии, как на физическом, так и на психологическом уровне.

Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.

 

 

Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:

дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

дети из неблагополучных, асоциальных семей;

дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Выделяют четыре основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для гармоничного развития ребёнка :

1. Медикобиологические  (группа  здоровья,  наследственные  причины,  врож-дённые  свойства,  нарушения  в  психическом  и  физическом  развитии,  условия

рождения ребёнка, травмы внутриутробного развития и т.д.);

2. Социальноэкономические  (многодетные  и  неполные  семьи;  семьи,  ведущие  аморальный  образ  жизни;  малообеспеченные  семьи;  деструктивность  семейного воспитания и т.д.);

3.  Психологические (невротические реакции, нарушения общения с окружа-ющими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

4. Педагогические (несоответствие содержания программ образовательного

учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения и т.д.).

 

Психологическое сопровождение –  это система профессиональной деятельно-сти педагогапсихолога, направленная на создание оптимальных условий для разви-тия,  социализации ребенка и успешного освоения им образовательной программы.

Для решения проблемы конкретного ребенка необходима организация ин-дивидуального сопровождения семей и детей «группы риска».

Цель психологического сопровождения детей «группы риска» в ДОУ  –  со-действие психологическому, личному и индивидуальному развитию дошкольни-ков, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, соци-альную адаптацию детей, поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.

Основные задачи, которые решает педагогпсихолог  в  процессе  индивиду-альноориентированного сопровождения детей группы риска:

1.  выявление неблагополучных семей, способных принять социальнопсихо-логическую  помощь,  определение  причин  семейного  неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;

2.  содействие созданию в детском саду обстановки психологического ком-форта и безопасности личности воспитанника;

3.  помощь семьям в решении трудностей во внутрисемейных отношениях, в построении конструктивных отношений между родителями и ребенком;

 

 

4.  корректировка  трудностей  развития  познавательной,  эмоциональной  и коммуникативной сфер ребенка (средствами индивидуальной и групповой коррекционноразвивающей работы);

 

5.  профилактика социальной дезадаптации, отклоняющегося поведения.

Определяются ключевые этапы психологического сопровождения:

1. Диагностика  –  проводится с целью получения  информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников  воспитательнообразовательного  процесса.  В  рамках  психодиагностического  направления  осуществляется:  анкетирование  родителей  с  целью определения  степени  готовности  ребёнка  к  поступлению  в  ДОУ;  наблюдение  с целью определения эмоционального фона группы (в период адаптации); обследо-вание детей дошкольного возраста для определения уровня нервнопсихического развития  и  выстраивания  индивидуальной  траектории  развития  ребенка;  анализ

медицинских карт для получения информации о развитии и здоровье ребенка.

2.  Психопрофилактика  –  является  средством  предотвращения  возможных

проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательнообразовательного процесса. Эта деятельность осуществляется через консультации педагогов, создание  ситуации  успеха  в  образовательной  деятельности, использование технологий личностноориентированного обучения.

3. Психологическая коррекция детей «группы риска» –  традиционно вклю-чает  групповую  и  индивидуальную  коррекционную  работу,  направленную  на коррекцию познавательной коммуникативной и эмоциональной сферы.

4. Психологическое просвещение –  направлено на повышение психологиче-ской компетентности родителей и педагогов, развитие мотивационного и воспитательного  ресурса,  оптимизацию  детскородительских  отношений.  Работа  со взрослыми  строится  с  использованием  приемов  семейного  консультирования, метода развивающего диалога и представляет собой обучение родителей и педагогов элементам психологической культуры в общении с детьми, тем самым про-исходит опосредованное влияние на процесс развития и социализации детей.

Вывод:

 

Таким образом, созданная система психологического сопровождения помо-гает оказывать своевременную квалифицированную консультативнометодическую,  психодиагностическую,  психокоррекционную  помощь  детям,  родителям  и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.