Кулигина Лима Александровна, педагог-психолог МБДОУ №299
СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
07 марта [чт]
СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребенок находится в семье.
Среди миллионов детей – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Именно из неблагополучных семей и выходят эгоисты, лицемеры, лодыри, а то и малолетние правонарушители. Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов приводящих взрослого и ребенка к депрессии, как на физическом, так и на психологическом уровне. Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.
Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей: дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;дети из неблагополучных, асоциальных семей;дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.Выделяют четыре основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для гармоничного развития ребёнка : 1. Медикобиологические (группа здоровья, наследственные причины, врож-дённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, травмы внутриутробного развития и т.д.); 2. Социальноэкономические (многодетные и неполные семьи; семьи, ведущие аморальный образ жизни; малообеспеченные семьи; деструктивность семейного воспитания и т.д.); 3. Психологические (невротические реакции, нарушения общения с окружа-ющими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.); 4. Педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения и т.д.).
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельно-сти педагогапсихолога, направленная на создание оптимальных условий для разви-тия, социализации ребенка и успешного освоения им образовательной программы. Для решения проблемы конкретного ребенка необходима организация ин-дивидуального сопровождения семей и детей «группы риска». Цель психологического сопровождения детей «группы риска» в ДОУ – со-действие психологическому, личному и индивидуальному развитию дошкольни-ков, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, соци-альную адаптацию детей, поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса. Основные задачи, которые решает педагогпсихолог в процессе индивиду-альноориентированного сопровождения детей группы риска: 1. выявление неблагополучных семей, способных принять социальнопсихо-логическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы; 2. содействие созданию в детском саду обстановки психологического ком-форта и безопасности личности воспитанника; 3. помощь семьям в решении трудностей во внутрисемейных отношениях, в построении конструктивных отношений между родителями и ребенком;
4. корректировка трудностей развития познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка (средствами индивидуальной и групповой коррекционноразвивающей работы);
5. профилактика социальной дезадаптации, отклоняющегося поведения. Определяются ключевые этапы психологического сопровождения: 1. Диагностика – проводится с целью получения информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательнообразовательного процесса. В рамках психодиагностического направления осуществляется: анкетирование родителей с целью определения степени готовности ребёнка к поступлению в ДОУ; наблюдение с целью определения эмоционального фона группы (в период адаптации); обследо-вание детей дошкольного возраста для определения уровня нервнопсихического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка; анализ медицинских карт для получения информации о развитии и здоровье ребенка. 2. Психопрофилактика – является средством предотвращения возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательнообразовательного процесса. Эта деятельность осуществляется через консультации педагогов, создание ситуации успеха в образовательной деятельности, использование технологий личностноориентированного обучения. 3. Психологическая коррекция детей «группы риска» – традиционно вклю-чает групповую и индивидуальную коррекционную работу, направленную на коррекцию познавательной коммуникативной и эмоциональной сферы. 4. Психологическое просвещение – направлено на повышение психологиче-ской компетентности родителей и педагогов, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детскородительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования, метода развивающего диалога и представляет собой обучение родителей и педагогов элементам психологической культуры в общении с детьми, тем самым про-исходит опосредованное влияние на процесс развития и социализации детей. Вывод:
Таким образом, созданная система психологического сопровождения помо-гает оказывать своевременную квалифицированную консультативнометодическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.