Кулигина Лима Александровна, педагог-психолог МБДОУ №299

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование положительного выбора приёмов укрепления и сохранения здоровья. Картотека игр и упражнений, направленных на формирование

20 июля [сб]

 Картотека игр и упражнений, направленных на формирование положительного выбора приёмов укрепления и сохранения здоровья. Картотека игр и упражнений, направленных на формирование положительного выбора приёмов укрепления и сохранения своего здоровья. Питание. «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке». Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах. Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах. Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды? «Какие продукты позволяют сохранять зубы здоровыми? » Цель: формирование умения выделять полезные и вредные для здоровья зубов продукты. Материал: муляжи продуктов питания, овощей, фруктов, тарелки. Описание: детям предлагается разложить по тарелкам продукты, которые полезны для здоровья зубов и которые вредны. «Где спрятались витамины? » Цель: закрепление представления о группах витаминов, их значении и пользе для здоровья. Материал: корзинки с буквами, указывающими на группы витаминов (А, В, С) ; муляжи фруктов и овощей. Описание: предложить разложить муляжи по корзинам с соответствующей группой витаминов. «Где живет витаминка? » Дидактическая задача: знакомить детей с видами витаминов и их источником. Игровые правила: Нужно выбрать картинку, и назвать какие витамины находятся в данном фрукте или овоще. Игровые действия: выбор карточек и соотнесение их с изображением овоща или фрукта. Ход игры: Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Игрок первой команды показывает витамин, а игроки другой команды показывают картинки с изображением овощей и фруктов, в которых он есть. Далее наоборот: игрок второй команды показывает картинку с изображением фрукта или овоща, а игроки первой команды называют витамины, которые в нем есть и показывают соответствующую картинку . Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию. «Составляем меню» Цель: формирование представлений о том, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Материал: игровая посуда, муляжи фруктов, овощей, продуктов питания. Описание: ведущий говорит игрокам: «Перед вами накрытый стол для обеда (ужина). Положи в первую тарелку то, что ты захочешь съесть вначале, затем заполни вторую тарелку, и вазочку для десерта. Отметить тех игроков, которые заполнили свои тарелки не одними сладостями, а кто - «составил меню», полезное для здоровья. «Как беречь зубы» (старший дошкольный возраст) Цель: рассказать, что полезно, что вредно для зубов. Оборудование: два плоскостных зуба – здоровый и больной; предметные картинки с продуктами питания. На игровом поле представлены картинки полезных и вредных для зубов продуктов питания. Дети по очереди кладут изображение больного или здорового зуба рядом с картинкой с изображением продуктов питания, объясняют свой выбор. «Что любит сердце? » Дидактическая задача: прививать привычку к здоровому образу жизни, расширять кругозор детей по профилактике болезни сердца. Игровые правила: Нужно называть вид продукта или вид деятельности полезный для сердца. Игровые действия: называние слов и соединение частей сердца в целое. Ход игры: Воспитатель предлагает детям называть виды продуктов и виды деятельности, полезные для сердца. Каждое названное слово - это часть сердца. Постепенно по мере названия детьми слов получается целое сердце. Количество игроков 8-10 человек. Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра. «Часы здоровья» Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания и видах деятельности. Игровые правила: Нужно прокрутить стрелки на "часах здоровья" и определить полезность или вредность изображения. Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке. Ход игры: 1 вариант. Воспитатель предлагает детям по очереди прокручивать стрелки на "часах здоровья", при этом периодически говорит: "Стоп". Игрок останавливает стрелку на "часах здоровья", рассматривает изображение, на которое она направлена и рассуждает о полезности или вредности того, что находится на картинке. Количество игроков 8-10 человек. 2 вариант. Совместить два круга часов и соотнести варианты картинок. Например, во время занятия - не кричать или перед сном не смотреть долго телевизор; Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра. «Дерево здоровья» Дидактическая задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания. Игровые правила: Нужно распределить картинки на листочках по соответствующим деревьям. Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке. Ход игры: Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, выбрав для себя дерево "здоровья" или дерево "нездоровья" и включает легкую музыку. Пока играет музыка, дети развешивают листочки с картинками по соответствующим деревьям. Как музыка остановилась, воспитатель подводит итоги выполнения задания. Количество игроков 8-10 человек. Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра. «Будь здоров» Дидактическая задача: формировать привычку здорового образа жизни, закреплять знания у детей о полезных продуктах и видах деятельности. Игровые правила: Нужно выбрать по очереди картинку с изображением продукта питания и вида деятельности и соотнести их между собой. Игровые действия: соотнесение продукта питания с видом деятельности. Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать, например, картинку с изображением моркови и спортсмена и соотнести их между собой: спортсмен для питания выбирает полезные овощи и т. д (Рис. 7). Количество игроков 8- 10 человек. Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра. Культурно – гигиенические навыки «Выбери предметы гигиены» Цель: закрепление знания детей о предметах гигиены. Материал: карточки с разными предметами. Описание: дети становятся в круг, воспитатель в центре. По очереди бросает мяч детям. Дети называют предметы гигиены которыми они пользуются и знают. «Назови правильно» Цель: закрепление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении. Материал: предметные картинки разнообразной тематики, среди них- с изображением средств гигиены, фишки. Описание: дети выбирают из многообразия предметов те, которые помогают им ухаживать за собой. Например: «Я умываюсь «(какие предметы помогают тебе в этом, «Я принимаю душ» и т. д. За правильный выбор - фишка. «Как нужно ухаживать за собой? » Цель: формирование навыки контроля за выполнением правил личной гигиены. Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами. Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек. Вопросы 1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце) . 2. Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа) . 3. Как часто нужно мыться? (Каждый день) . 4. Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером) . 5. Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней) . 6. Как часто нужно мыть уши? (Каждый день) . 7. Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день) . «Чтобы кожа была здоровой» Цель: формирование навыки контроля за выполнением правил личной гигиены. Оборудование: картинки, помеченные красным ободком с неправильными действиями детей. Дети рассматривают картинки, находят, что неправильно. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у которого окажется больше фишек. Картинки Ребёнок облизывает ссадины, порезы. Мальчик в грязном белье. Девочка надевает чужую обувь. Режим дня «Что сначала - что потом (режим дня) » Цель: закрепление представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья. Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток. Описание: предложить игрокам разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор. «Утро начинается… » Дидактическая задача: приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток. Игровые правила: Нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью. Игровые действия: выбор картинок и называние видов деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи. Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться. Количество игроков 8-10 человек/ Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра. Закаливание «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья» Цель: формирование представления о средствах и видах закаливания (водные, воздушные, солнечные, их значении для здоровья. Материал: сюжетные картинки. Описание: дети рассматривают картинки, определяют, какую пользу для здоровья приносят солнце, воздух и вода. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество полезных свойств. Двигательная активность «Дидактическая игра «Делаем зарядку»» Цель: учить детей пользоваться рисунком-схемой. Все мы скажем «нет» простуде. Мы с зарядкою дружны. Упражненья делать будем, Нам болезни не страшны. Ребята, будем делать зарядку по этим рисункам-схемам. (В соответствии с показанной схемой, дети выполняют упражнение). «Игра с картинками» При помощи данной игры дети запомнят, что полезно, а что вредно. Перед началом игры разрежьте карты по пунктирным линиям. Вариант 1 Детям раздаются поля, разделенные на квадраты. В центре поля изображена позитивная или негативная картинка. Ребенку предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями - «что такое хорошо и что такое плохо». Вариант 2 Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например: на позитивные картинки дети реагируют прыжками, а при показе негативных картинок садятся на пол. Вариант 3 «Объяснялки-1» Предложите детям выбрать картинки, которые понравились им больше всего, и попросите объяснить, почему они сделали такой выбор. «Объяснялки-2» Предложите детям выбрать картинки, которые им не понравились, и попросите объяснить, почему.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.