Кулигина Лима Александровна, педагог-психолог МБДОУ №299
«Понимаем ли мы своих детей»
23 августа [пт]
« я так часто ругала сына, что сегодня он сказал мне, что я его не люблю». « я вынуждена наказывать дочь так часто, что это разрушает наши отношения». « я боюсь, что единственное воспоминания детства, которое останется у моего сына, - это отбывание наказания в углу». Мы все, конечно, хотим, чтобы наши дети вели себя хорошо. Частично в этом и заключается смысл хорошего воспитания. Но в поисках путей изменения проблемного поведения мы можем проглядеть все хорошее, что есть в наших детях: доброе сердце, живой нрав, игривая натура, настойчивость, нежная улыбка. Настоящая опасность заключается в том, что ребенок начнет думать, что мы больше любим его за поступки, а не самого по себе. Ребенка удручает, если он слышит только нотации и видит нас строгими и огорченными. Более того, это может пагубно сказаться на формировании чувства уверенности в себе. Поэтому чрезвычайно важен заключительный элемент перевоспитания: не забывайте говорить ребенку, что вы любите его. Что может быть важнее для ребенка, чем осознание того, что вы им дорожите и любите его, несмотря на плохое поведение. Внимательно прочтите и ответьте на вопросы о том, насколько вы дорожите ребенком, когда он плохо себя ведет: - слышал ли когда-нибудь ребенок, как , разговаривая с другими, я говорю о том, какой он хороший и как я люблю его, а не о плохом поведении? - не сравниваю ли его с братьями, сестрами, ровесниками? - не браню ли его в присутствии других? - всегда ли наказываю без свидетелей, не унижая его достоинства? - соотносятся ли мои ожидания с возрастом, личностью и уровнем развития ребенка? -выслушиваю ли точку зрения ребенка и прислушиваюсь ли к его мнению? - не забываю ли похвалить и поощрить ребенка, когда он ведет себя хорошо? - всегда ли мне удается сохранять спокойствие, когда занимаюсь воспитанием ребенка, не повышаю ли голос, не кричу ли, не бью? - отвожу ли время, полностью посвященное ребенку, чтобы побыть с ним наедине? -не пытаюсь ли бороться с какими-либо проявлениями поведения ребенка потому, что вижу такую же проблему у себя? -признаюсь ли ребенку в собственной несправедливости или неправоте? Каждое из перечисленных выше выражений можно считать потенциальным ответом на вопрос – почему мы не понимаем своих детей? Все дети время от времени плохо себя ведут. Наша реакция на плохое поведение может быть как разрушительной, так и способной сформировать у ребенка чувство уверенности в себе, и это делает нашу задачу особенно сложной. Вот несколько рекомендации, как не ранить достоинство ребенка, применяя к нему те или иные взыскания. Почувствовав, что в вас закипает гнев, отойдите от ребенка и успокойтесь. Глубоко, медленно вдохните и сосчитайте до десяти или выпейте стакан воды. Запритесь в ванной, если необходимо, но не реагируйте на поведение ребенка, пока не успокоитесь. Недовольство поведением ребенка начинайте со слова «я» вместо «ты». Мы часто просим детей прекратить вести себя плохо, но при этом забывая сказать как вести себя иначе (« ты прервал меня, когда я говорила. Это невежливо. Нужно было дождаться, когда я закончу или, если это действительно так важно, сначала сказать «прошу прощения»). Поощряйте старания ребенка, используйте похвалу для поощрения хорошего поведения, развивайте положительные качества, устраивайте семейные советы и не забывайте повторять детям, что вы их любите. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.