Кулигина Лима Александровна, педагог-психолог МБДОУ №299

Групповая консультация для педагогов МБДОУ № 299

Тема: «Использование метода самооценки для изучения представлений педагогов об особенностях собственного взаимодействия с детьми».

Цель: развивать умение педагогов самостоятельно оценивать свое взаимодействие с детьми на основе собственных представлений (по карте И.В. Калистратовой).

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня вы узнаете, как самостоятельно оценить свое взаимодействие с детьми по карте И.В. Калистратовой (см. Приложение 1). Вам это необходимо, чтобы вы знали об особенностях собственного взаимодействия с детьми и могли на основе собственных представлений оценить особенности своего общения с ребенком и в случае необходимости изменить характер общения с ним

Вопрос: Что такое педобщение?

Педобщение – профессиональное общение педагога направленное на оптимизацию общения с детьми (по Клюевой). Это взаимодействие педагога с детьми, направленное на решение образовательных задач.

 

Обоснование.

Требования к педагогическому общению заложены:

·ФГОС ДО п.3.2

3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

·Профессиональный стандарт педагога. (Предъявляются требования к профессиональной компетентности и квалификации педагогов в связи с введением нового профессионального стандарта педагога»). Качество дошкольного образования зависит:

1. От качества работы педагогов, в первую очередь, воспитателей.

2. Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.

3. Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.

4. Объективной оценки результатов деятельности КАЖДОГО СОТРУДНИКА.

Качество дошкольного образования - это результат деятельности всего педагогического коллектива. Немаловажным является и тот факт, что каждый участник образовательного процесса должен уметь взаимодействовать с другими членами коллектива, что бы стать единомышленниками.

·Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС).

Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (должностная инструкция).

Карта И.В. Калистратовой включает наиболее важные моменты взаимодействия  и позволяет педагогам самостоятельно оценить свою деятельность по трехбалльной системе – на основе собственных представлений. (Разъяснение по заполнению карты)

После проведения педагогами самоанализа по педагогическому взаимодействию, психологом и старшим воспитателем проводится наблюдение за общением педагогов. Наблюдение проводится с целью изучения характера взаимодействия взрослого с детьми и выявление причин нарушений.

Причины нарушений:

1.Отсутствие коммуникативных умений у педагога. (Не знает либо не владеет).

2.Личностные особенности педагога. (В том числе микроклимат в группе).

Все это влияет на эмоциональное благополучие детей в детском саду.

Теперь вы знаете, как работать с картой И.В. Калистратовой. В следующую нашу встречу я познакомлю вас с результатами.

Приложение 1

Карта наблюдения за особенностями взаимодействия с детьми

____________________________________________________(должность, Ф. И. О.)

дата и время замеров: 1___________2___________3_____________

показатели

замеры

Примечание

1

2

3

1

Уважение, доброжелательность по отношению к ребёнку

1.1

ласковое обращение, с улыбкой

1.2

внимание к настроению, желаниям, достижениям

1.3

поощрение самостоятельности

2

Поощрение инициативы детей

2.1

внимательное выслушивание

2.2

доброжелательный ответ на вопросы и просьбы

2.3

избавление ребёнка от негативных эмоций (успокоение)

3

Индивидуальное общение в позиции "глаза на одном уровне"

4

Поддержание полож. взаимоотношений между детьми:

4.1

собственное поведение - уважение ко всем детям

4.2

обращение внимания детей на эмоц. состояния друг друга

4.3

помощь непопулярным детям при вхождении в группу

4.4

обучение способам взаимодействия, решения конфликтов

4.5

адекватная реакция на жалобы

5

Не ограничивает естественный шум в группе

6

Голос воспитателя не доминирует над голосами детей

7

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей

7.1

терпимое отношение к трудным детям

7.2

предложение образцов действия

7.3

тактичное указывание на ошибки

7.4

при контроле - учёт индивидуальных особенностей (смущения, медлительности и пр.)

7.5

обращение по имени, смотря в глаза

7.6

отклик на просьбы ребёнка о совместной деятельности

7.7

при невозможности - объяснение причины

8

Поддержка положительного самоощущения:

8.1

приветствуются высказывания о мыслях и чувствах детей

8.2

преобладают поощрения

8.3

порицания относить к действиям (а не к личности)

8.4

при порицании даётся образец действия

8.5

отмечаются достижения ребёнка

9

Дети находятся в поле зрения взрослого

10

Взрослый не использует методы, которые могут испугать, унизить или обидеть ребенка

Педагоги самостоятельно оценивают свою деятельность в принятой трехбалльной системе – на основе собственных представлений. Для того чтобы педагоги могли объективно оценить качество своей работы, можно предложить проводить краткосрочные самонаблюдения с фиксацией небольшого количества параметров собственной деятельности.

Например, для оценки выполнения критерия «Взаимодействие» - В. 8.3. («Чаще пользуются поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением») воспитателям предлагают фиксировать свои обращения к детям (индивидуальные и групповые), отмечая их знаками «+», (поощрение, поддержка) или «-» (порицание, запрещение). Простые арифметические действия помогут определить, чем чаще пользуется воспитатель.

Аналогично можно предложить изучить критерий В. 8.1. («Обращаются к ребенку по имени, подчеркивают его достоинства») и В. 4.1. («Собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям»).

Педагогам предлагают фиксировать имена тех детей, к которым они обращаются по имени, и отмечать эмоциональную окрашенность обращения: «+» (положительная), «-» (отрицательная), «=» (нейтральная). Это позволит определить, действительно ли ко всем детям педагог обращается по имени, подчеркивая их достоинства, демонстрируя уважение к ним. Кроме того это позволит выявить детей, к которым нужно усилит внимание, чьи имена не звучат или к кому обращаются только с порицанием, запретом.

Использование современных технических средств (диктофона, видеокамеры) облегчило бы проведение самоанализа, но, к сожалению, для большинства МДОУ это остается малодоступным.

15 октября 2024 в 16:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.