Кулигина Лима Александровна, педагог-психолог МБДОУ №299
Групповая консультация для педагогов МБДОУ № 299Тема: «Использование метода самооценки для изучения представлений педагогов об особенностях собственного взаимодействия с детьми». Цель: развивать умение педагогов самостоятельно оценивать свое взаимодействие с детьми на основе собственных представлений (по карте И.В. Калистратовой). Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня вы узнаете, как самостоятельно оценить свое взаимодействие с детьми по карте И.В. Калистратовой (см. Приложение 1). Вам это необходимо, чтобы вы знали об особенностях собственного взаимодействия с детьми и могли на основе собственных представлений оценить особенности своего общения с ребенком и в случае необходимости изменить характер общения с ним Вопрос: Что такое педобщение? Педобщение – профессиональное общение педагога направленное на оптимизацию общения с детьми (по Клюевой). Это взаимодействие педагога с детьми, направленное на решение образовательных задач.
Обоснование. Требования к педагогическому общению заложены: ·ФГОС ДО п.3.2 3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. ·Профессиональный стандарт педагога. (Предъявляются требования к профессиональной компетентности и квалификации педагогов в связи с введением нового профессионального стандарта педагога»). Качество дошкольного образования зависит: 1. От качества работы педагогов, в первую очередь, воспитателей. 2. Сложившихся в педагогическом коллективе отношений. 3. Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми. 4. Объективной оценки результатов деятельности КАЖДОГО СОТРУДНИКА. Качество дошкольного образования - это результат деятельности всего педагогического коллектива. Немаловажным является и тот факт, что каждый участник образовательного процесса должен уметь взаимодействовать с другими членами коллектива, что бы стать единомышленниками. ·Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС). Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (должностная инструкция). Карта И.В. Калистратовой включает наиболее важные моменты взаимодействия и позволяет педагогам самостоятельно оценить свою деятельность по трехбалльной системе – на основе собственных представлений. (Разъяснение по заполнению карты) После проведения педагогами самоанализа по педагогическому взаимодействию, психологом и старшим воспитателем проводится наблюдение за общением педагогов. Наблюдение проводится с целью изучения характера взаимодействия взрослого с детьми и выявление причин нарушений. Причины нарушений: 1.Отсутствие коммуникативных умений у педагога. (Не знает либо не владеет). 2.Личностные особенности педагога. (В том числе микроклимат в группе). Все это влияет на эмоциональное благополучие детей в детском саду. Теперь вы знаете, как работать с картой И.В. Калистратовой. В следующую нашу встречу я познакомлю вас с результатами. Приложение 1 Карта наблюдения за особенностями взаимодействия с детьми ____________________________________________________(должность, Ф. И. О.) дата и время замеров: 1___________2___________3_____________
Педагоги самостоятельно оценивают свою деятельность в принятой трехбалльной системе – на основе собственных представлений. Для того чтобы педагоги могли объективно оценить качество своей работы, можно предложить проводить краткосрочные самонаблюдения с фиксацией небольшого количества параметров собственной деятельности. Например, для оценки выполнения критерия «Взаимодействие» - В. 8.3. («Чаще пользуются поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением») воспитателям предлагают фиксировать свои обращения к детям (индивидуальные и групповые), отмечая их знаками «+», (поощрение, поддержка) или «-» (порицание, запрещение). Простые арифметические действия помогут определить, чем чаще пользуется воспитатель. Аналогично можно предложить изучить критерий В. 8.1. («Обращаются к ребенку по имени, подчеркивают его достоинства») и В. 4.1. («Собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям»). Педагогам предлагают фиксировать имена тех детей, к которым они обращаются по имени, и отмечать эмоциональную окрашенность обращения: «+» (положительная), «-» (отрицательная), «=» (нейтральная). Это позволит определить, действительно ли ко всем детям педагог обращается по имени, подчеркивая их достоинства, демонстрируя уважение к ним. Кроме того это позволит выявить детей, к которым нужно усилит внимание, чьи имена не звучат или к кому обращаются только с порицанием, запретом. Использование современных технических средств (диктофона, видеокамеры) облегчило бы проведение самоанализа, но, к сожалению, для большинства МДОУ это остается малодоступным. 15 октября 2024 в 16:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.